Оскарнаш, или Как я сходил на сеанс артхауса

В новостных лентах фильм «Уровень чёрного» обратил на себя внимание, как претендент от Украины на премию Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Прокатом занимается компания «Артхаус Трафик», а премьера проходила в Культурном центре «Кинотеатр «Киев», что помимо коммерческих лент предлагает зрителю фестивальное кино, не предназначенное для широкой публики.

Совокупность этих факторов наталкивала на мысли о том, что сеанс будет непростым, и мне, как зрителю, вскормленному попкорном, нужно будет изрядно напрячься, чтобы выловить все ходы и задумки Валентина Васяновича, выступившего в качестве режиссера, продюсера и сценариста.

Вводные минуты просмотра можно охарактеризовать как «недоумение». Наблюдая все происходящее на экране, озадаченно переглядываешься с соседями, уточняя, смотрят ли они то же кино. Осознав, что полотно на всех одно, переходишь на следующий уровень, «отторжение». Вжимаясь в кресло и стараясь не выдавать своего отношения к ленте (смотришь все-таки бесплатно!), только и мечтаешь о том, как бы окружающие не раскусили, что в их среду проник почитатель массовой культуры, пьющий чай, не оттопыривая мизинчик, и в жизни не пробовавший дефлопе с крутонами.

Но как только к выходу начинают тянуться первые караваны недовольных зрителей, облегченно выдыхаешь (не только я здесь не в теме!), ставишь себе «плюсик» за выдержку и ради интереса переходишь в режим «эстетствующий киноман», пытаясь на своем внутреннем приемнике нащупать волну восприятия того непременно глубокого подтекста, что скрывает под собой нечеткая картинка из плохо читаемых символов. Только такой режим просмотра позволяет хоть как-то воспринимать авторское кино, выискивать в нем действительно интересные ходы и ломать голову над задумкой создателя. Если же статус «эстетствующий киноман» пока вами не открыт, то рискуете покинуть зал досрочно.

Усилиями Валентина Васяновича фильм «Уровни чёрного» погружает зрителя во внутренний мир 50-летнего фотографа, который за полтора часа хронометража теряет всех своих близких. Каждая новая потеря разрывает невидимую нить, связывающую героя с окружающей действительностью, и все глубже заталкивает его в протухшее болото депрессии. Персонаж все чаще погружается в себя, словно в старый гараж, где на полках души и в яме сознания хранятся воспоминания о минувших днях. Большая часть жизни, где он молодой и счастливый, уже безвозвратно ушла, оставив лишь пожелтевший отпечаток на слайдах. В настоящем царит меланхоличное одиночество. And the name of tomorrow?..

«Уровень чёрного» – это фильм настроения. Чтобы поймать его волну, необходимо самому пройти сквозь беспросветный туман греховного уныния. Но в то же время, в ленте напрочь отсутствует попытка терапии. Режиссер буквально упивается тягучей депрессией главного героя в стиле «чем хуже, тем лучше». Холит и лелеет. Толстыми слоями он размазывает ее по всему хронометражу, местами чрезмерно затягивая отдельные сцены. По-настоящему достойно и трогательно выглядит прощание с дорогими людьми (инвалидная коляска, закопанная коробка и сожжённые бумажные цветы), но такие редкие вкрапления имеют все шансы потерять свой посыл на фоне немых черных декораций, формирующих окружающий мир протагониста.

Упиваясь атмосферной депрессией, режиссер то ли не захотел, то ли не сумел показать развитие своего единственного героя. Весь фильм фотограф, следуя метафоре, пытается выкарабкаться из уныния через увлечение скалолазанием. И порой можно отметить его прогресс.

Но в целом, картина не дает ответа на вопрос «Зачем?».

Зачем фотограф продолжает жить, если вокруг него непробиваемая пустота?

Где дно, нащупав и оттолкнувшись от которого, одинокий мужчина пятидесяти лет начинает выкарабкиваться?

Какая идея поддерживает в нем интерес к существованию?

Это и есть та самая терапия, которой ценны фильмы о людях, преодолевших сложные периоды своей жизни. Без подобного посыла «Уровень чёрного» это всего лишь полуторачасовое немое депрессивное сэлфи.

Работа Валентина Васяновича – это фестивальный фильм, что не зайдет, как развлекательный сеанс. Но если вы, как и я, следите за развитием украинского кино, то «Уровень чёрного» это must see. Ради понимания того, что Украину кинематографическую в мире знают не только по «Кварталу».

5 из 10


Рецензия на фильм Уровень черного 

Google Bookmarks Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Рубрики Блога
Последние комментарии
  • Загрузка...
Опрос блога

Интересуют обзоры

View Results

Загрузка ... Загрузка ...